Полюхович Светлана Викторовна

Мой блог

 

 

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

(для старшего дошкольного возраста)

 

Тема: Вызывание свистящих звуков

Учитель-логопед Полюхович С.В.

Задачи:

развитие мелкой моторики;

формирование направленного речевого выдоха;

подготовка артикуляционного аппарата к вызыванию свистящих звуков;

вызывание свистящих звуков;

обучение самомассажу;

формирование лексико-грамматических категорий: относительные прилагательные, единственное и множественное число существительных;

развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: атрибуты для игры «Листопад»; игрушечный резиновый ежик; массажер; схемы для самомассажа; зеркало для артикуляционной гимнастики; картинка для вызывания свистящих звуков “Чайник”; предметные картинки для игры “Один-много” (лист-листья, куст-кусты, дерево-деревья, гриб-грибы, туча-тучи).

Ход занятия

 I. Оргмомент.

Беседа о признаках осени.

Логопед:

- Какое сейчас время года?

- Что происходит с деревьями осенью?

- А какой дует ветер осенью?

II.

1) Дыхательная гимнастика.

Дидактическая игра“Листопад”.

 2) Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резиновой игрушки).

Логопед:

- Пришел к нам в гости ежик  (игрушка бибабо).  А что  делает  ежик зимой? Зачем он осенью строит норку?

Давай потрогаем, какие колючие у ежика иголки. (Ребенок попеременно - то правой, то левой рукой сжимает резинового ежика.)

Затем логопед выполняет аппаратный массаж кистей рук ребенка ручным массажером (мячик Суджок).

3) Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих звуков.

“Сказка о веселом язычке”

Жил-был веселый язычок. Как-то раз осенью проснулся язычок, почистил зубки (упр. “Чистим зубки”), причесался (упр. “Причешем язычок” - самомассаж языка). А потом захотелось язычку погулять. Открыл он двери своего домика (выполняются упражнения “Улыбочка” и “Окошко”) и вышел на улицу (упр. “Лопаточка”). Решил язычок сначала на качелях покачаться (упр. “Качели”). Затем прокатился с горки во дворе (упр. “Горочка”). Посмотрел язычок на часы (упр. “Часики”). “Пора идти домой” - подумал язычок и отправился в свой домик (упр. “Окошко” и “Улыбочка”).

4) Дифференцированный массаж языка.

Логопед:

- А теперь сделаем язычку массаж.

Звучит мелодия Шопена «Осенний вальс». Логопед выполняет массаж языка ребенка (зонды, зубная щётка).

III. Динамическая пауза

Развитие общей моторики. Осень».

Опустел скворечник,  (машут руками, как крыльями)

Улетели птицы,

Листьями на деревьях  (приседают)

Тоже не сидится.

Целый день сегодня  (встают, идут по кругу и машут руками)

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку (бегут по кругу)

Улетят хотят.

Развитие мелкой моторики «Журавли»

Летят лениво журавли. (взмахи перекрещенными руками)

Летят они прощаются:

С елками зелеными, (загибают по одному пальчику,

С березами и кленами, начиная с большого)

С долинами, с озерами,

С родными просторами.

Массаж лица.

Совместно с логопедом выполнение массажа.

Солнышко проснулось, (поглаживающие движения)

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и поладило.

Ходит мальчик по дорожке: (зигзагообразные движения)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Будут розовыми щечки:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

- Дождик, дождик, веселей (постукивающие движения)

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Солнышко проснулось, (поглаживающие движения)

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Логопед:

- Осень уже поздняя. На улице холодно. Наши ушки замерзли. Давай их погреем.

(Правой рукой беремся за мочку левого уха, левой – за мочку правого. Массируем спиралевидно одновременно обе мочки.)

IV.

5)Вызывание свистящих звуков.

Логопед:

- Пришли мы домой и решили погреться – выпить чаю. Чайник закипел и засвистел. Как свистит чайник?

(Ребенок ведет указательным пальцем ведущей руки по дорожке на предметной картинке с изображением чайника и произносит звук С – кончик языка зажат между зубов, губы – в улыбке. Упражнение повторяется 2-3 раза.)

 

6)Дидактическая игра “Скажи наоборот”

Логопед:

- Выпили мы чаю. Согрелись. А теперь давай поиграем с осенними словами.

Тепло-холодно, пасмурный день-солнечный день, длинный день-короткий день, сухой-мокрый, ранняя осень-поздняя осень, листья вырастают-листья опадают, прилетают-улетают и т.д.

 V. Итог. Оценка деятельности ребенка.

Логопед:

- Наше занятие закончилось. Мы очень многое успели сделать: делали дыхательную гимнастику «Листопад», познакомились с ежиком, погуляли с язычком, сделали язычку массаж, выпили чаю, поиграли с осенними словами.

4 декабря 2015 в 20:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.